Античные пиры и застольные беседы.

Античные пиры.
Сцена из «Пира» Платона. Художник А. Фейербах, 1869

«Ничто не ново под луной» — сказал за тысячу лет до нашей эры царь Соломон («Экклезиаст»). В том числе, попытки решить все философские вопросы мироздания за выпивкой на кухне придумали отнюдь не наши соотечественники. Судя по всему эта привычка появилась вместе с изобретением вина, а то и раньше. Но не будем фантазировать. Если опираться на дошедшие до нашего времени письменные источники, этим особенно «грешили» древние греки. Хотя термин грешили в данном контексте в корне не верен, так как они посвящали свои возлияния богам. 

Хаотичные мысли: Надо нам учиться у древних греков. К примеру представьте такой диалог:

Жена: ты почему напился как свинья?

Муж: я не пил, а делал возлияние богам. ты же хочешь, чтобы они почтили нашу семью своим вниманием.

Жена: молодец, надеюсь ты не жалел вина.

Однако, у древних греков было не принято, чтобы жена поучала мужа. А на их пьянках, простите симпосиях, могли присутствовать только гетеры. Хотя кто его знает, как там было на самом деле. Представьте себе, наши далекие потомки пытаются воссоздать картину нашей жизни по обрывкам книг или по письму, в котором один мой друг описывает мне, как славно они оттянулись на выходные. Я знаю что все, что он написал надо «делить» как минимум на два, а в отдельных местах и на три. Догадаются ли об этом наши потомки? Или будут нам люто завидовать, считая что наша жизнь проходила в сплошных развлечениях. К тому же надо учесть, что в основном философы относились к далеко не бедной части населения (на голодной желудок не пофилософствуешь). К тому же образованные люди в те времена относились к богеме, а богема и в наши дни иногда гуляет так, как древним грекам и не снилось. 

Вернемся к древним временам. В древней Греции пиршество с элементами возлияния богам называлось симпосий. На нем присутствовали только мужчины (без жен, гетеры не в счет). Пили сами и делились вином с богами, в начале пиршества выплескивая часть вина из чаши на землю. На симпосиях со своими импровизациями на разные темы выступали философы. Гостей развлекали музыканты, артисты, бывало приглашали и гетер. 

В VI веке до нашей эры греческий поэт-философ Ксенофан (около 570 г. д. э. — 475 г. д. э.), от стихов которого дошли до нашего времени к сожалению только отдельные отрывки, так описал симпосий:

Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают;

Все уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым; другой открывает амфору,

Запах веселый вина разливая далече; 

Ксенофан (перевод А.С. Пушкина).

Древние греки любили и выпить, и поговорить, пофилософствовать на разные темы. Был «рассвет» научного познания мира и темы для обсуждения мироздания были не исчерпаемы. Выпивали много, но вино разбавлялось водой, иначе долго философствовать не удалось бы.

Первый философ, чьи сочинения сохранились полностью — Платон (между 429-427 до н. э. — 347 до н. э., Афины)— ученик Сократа и учитель Аристотеля, описал в одном своем диалоге «Пир» (симпосий). Действие про на симпосии у афинского трагика Агафона (446—400 г. г. до н. э.), где присутствовали: «отец комедии» Аристофан (444 — между 387и 380 г. г. до н. э. гг.) , философ Сократ (470-469 — 399 г. г. до Н. э.), стратег Алкивиад (450 — 404 г. г. до н. э.) и другие. На симпосиуме обсуждается любовь и бог Эрот. В словесном философском диспуте побеждает Сократ с монологом «цель Эрота — овладение благом». 

О любви, я говорить не буду, слишком тема для меня возвышенная. А о случае с Сократом — заумная тема, к тому же создается впечатление, что они (Сократ со товарищи) не слишком различали любовь к женщине и к мужчине. Поэтому вернемся к древнегреческой пьянке. Чем же закончились философские дебаты?

«Но вдруг к дверям подошла большая толпа веселых гуляк и, застав их открытыми, – кто-то как раз выходил, – ввалилась прямо в дом и расположилась среди пирующих. Тут поднялся страшный шум, и пить уже пришлось без всякого порядка, вино полилось рекой». 

Платон, диалог «Пир».

Как-то все очень знакомо, не правда ли. А вот чем все заканчивается: (выдержка из конца диалога Платона «Пир»)

«Проснулся он на рассвете, когда уже пели петухи, а проснувшись, увидел, что одни спят, другие разошлись по домам, а бодрствуют еще только Агафон, Аристофан и Сократ, которые пьют из большой чаши, передавая ее по кругу слева направо, причем Сократ ведет с ними беседу».

Согласитесь, тоже что-то напоминает. Поменять имена героев (вместо Сократа, например Василий), антураж перенести в современные интерьеры, лексику изменить на современную, а темы за жизнь и за любовь, опуская древнегреческую специфику, точно на все времена. 

«Ничто не ново под луною:

Что есть, то было, будет ввек.»

Карамзин.

Добавить комментарий