Каким должен быть «тамада» по Плутарху.

Каким должен быть «тамада». Кратер — сосуд с широкой горловиной, двумя ручками по бокам и ножкой.
Симпосий — роспись краснофигурного кратера. Середина V века до н. э. Кратер — сосуд с широкой горловиной, двумя ручками по бокам и ножкой. Использовался для смешивания вина с водой.

Давайте начнем по порядку.

Тамада, слово пришедшее к нам из грузинского (зять, жених) или адыгейского (лидер) языков. В советское время обычай, что возглавляет стол и управляет празднеством тамада, прижился во всех республиках, в том числе и в России.

Плутарх (46 -127 г. г. н. э.— известный древнегреческий философ римской эпохи. Он, конечно не мог знать значение слова тамада. 

Хаотичные мысли: Хотя, кто его знает, ведь еще задолго до его рождения аргонавты плавали в Колхиду (древнее грузинское царство).

Во времена Плутарха мужские попойки (пиры), начинавшиеся с ритуального возлияния богам, назывались симпосий. 

Хаотичные мысли: кстати от слова симпосий родилось слово симпозиум, аналогия прослеживается.

Должно творить возлиянья, вещать благовещие речи

Должно бессмертных молить, да сподобят нас чистой душою

Правду блюсти: ведь оно ж и легче. Теперь мы приступим:

Каждый в меру свою напивайся. Беда не велика

В ночь, возвращаясь домой, на раба опираться;

Ксенофан VI век до н.э. в переводе А.С. Пушкина

Разносили вино и разбавляли его водой юноши. Из женщин на симпосий приглашали только гетер и артисток: кифористок, авлеток (авлет — духовой инструмент, состоящий из двух соединенных трубок), певиц. На симпосии было принято веселиться, обсуждать философские проблемы (как и у нас за рюмкой водки), наслаждаться выступлениями артистов и артисток, играть в игры. Для управления всей этой вакханалией из числа присутствующих выбирался симпосиарх, согласитесь должность аналогичная тамаде. Вернемся к Плутарху, в серии его философских сочинений («Моралии») есть и известные «Застольные беседы» . Судя по тому, что «Застольные беседы» насчитывают девять книг, можно сказать, что Плутарх не чурался пообщаться за чашей вина. Приведу выдержки из застольной беседы «Каким должен быть симпосиарх». 

Плутарха на дружеской пирушке выбрали симпосиархом, и он на правах «тамады» поручает своему зятю Кратону и близкому товарищу Феону определить какими качествами должен обладать симпосиарх.

Первым начал Кратон и в своей речи дал следующие определения достоинств коими должен обладать симпосиарх:

«Если начальником стражей, согласно Платону, должен быть надежнейший из стражей, то и начальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. «А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается и не лишен вкуса к выпивке».

«Симпосиарх должен знать по опыту — и лучше всего о каждом из участников симпосия, — как на них действует вино, кто сколько может выдержать несмешанного, кто в какую сторону подвержен уклонению от душевной уравновешенности».

«Симпосиарх должен знать и учитывать это, чтобы подобно руководителю хора, поощряя одного из участников симпосия, сдерживая другого, привести к гармоническому соответствию их различные природные свойства: не в равном для всех числе котил и киафов». (Котила — 0,3 литра, киаф — 0,4 литра).

«Симпосиарх должен дружелюбно относиться ко всем угощаемым и ни к одному не иметь какой-либо затаенной неприязни: ведь только при этом условии его распоряжения не будут никого уязвлять, его беспристрастие не вызовет сомнений, шутки будут восприняты без обиды». 

Далее слово взял Феон, в своем выступлении он говорит, что основное значение симпосий это приятное общение за вином, способствующее возникновению и укреплению дружбы, поэтому:

«Нельзя вносить в так называемые назначения чего-либо задевающего участников симпосия, предлагая например, петь косноязычным или причесываться лысым, или плясать хромым». 

«Но сами назначения надо направлять к общему удовольствию и пользе, предлагая каждому возможное, привычное и украшающее его — музыкальным спеть, ораторам выступить с речью, философам разрешить какой-нибудь спорный вопрос, поэтам прочитать стихи.

Ведь каждый охотно берется за то,

В чем видит сам себя всего искуснее».

Заканчивает застольную беседу фраза:

«Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления, порождаемого в гражданских делах корыстью, в палестре соревнованием, в народном собрании честолюбием, в пиршествах и симпосиях колкими шутками».

Прошло без малого две тысячи лет со дня их, а в человеческих отношения ничего не изменилось, то о чем говорили мудрые философы актуально по сей день.

Более подробно о симпосий в статье «Античные пиры и застольные беседы». Пишите отзывы, если понравилось ставьте лайки.

Добавить комментарий