Чему на самом деле учил Эпикур (афоризмы).

Эпикур. Афоризмы.

Помните знаменитый тост из кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

«Имею желание купить дом, но не имею возможности. 

Имею возможность купить козу, но… не имею желания. 

Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!»

Почему я вспомнил этот тост, читая Эпикура и как это связано с его философией? На мой взгляд напрямую. 

Эпикур (342/341 — 271/270 г. г. до н. э.) — древнегреческий философ в 32 года основал школу эпикуреизма в Афинах в специально купленных для этого садах (сады Эпикура). 

Есть заблуждение (сам так думал), что учение Эпикура призывает отдаться всевозможным наслаждениям, соответственно эпикурейцы люди, видящие свою жизнь в погоне за чувственным наслаждениями. В действительности сам Эпикур жил скромно и проповедовал быть скромнее, и чтобы получать от жизни истинное удовольствие надо соизмерять желания с возможностями. С его слов, главное удовольствие — это сама жизнь и отсутствие в ней страданий, и если ограничить свои желания можно получить от нее истинное наслаждение. Видимо поэтому мне пришел на ум тост рассказанный Шурику. Впрочем, судите сами. Далее приведу некоторые его философские высказывания: думаю, что их смело можно назвать афоризмами:

«Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений». 

«Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности».

«Все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждение к ним легко рассеять, представив предмет желания трудно достижимым или вредным». 

«Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы».

«Желания бывают: одни – естественные и необходимые; другие – естественные, но не необходимые; третьи – не естественные и не необходимые, а порождаемые праздными мнениями». Эпикур.

«Естественными и необходимыми желаниями Эпикур считает те, которые избавляют от страданий, например, питье при жажде; естественными, но не необходимыми – те, которые только разнообразят наслаждение, но не снимают страдания, например, роскошный стол; не естественными и не необходимыми – например, венки и почетные статуи» . Пояснения историка философии Диагена Лаэртского (II — III века).

В целом справедливость для всех одна и та же, поскольку она есть польза во взаимном общении людей; но в применении к особенностям места и обстоятельств, справедливость не бывает для всех одна и та же.

Прошло более двух тысяч лет, казалось бы за это время люди должны измениться и стать мудрее. Однако, мудрость Эпикура до сих пор актуальна. 

Добавить комментарий